Пульт управления лебедкой - как сделать самостоятельно
Знаете ли вы, что пульт для лебедки можно сделать своими руками? Если вы не любите попадать в безвыходные ситуации, отправляясь по бездорожью на пикник, рыбалку, охоту, за грибами или еще куда-нибудь, то лебедка в вашем багажнике окажется самой полезной вещью. Тогда безвыходные ситуации вам не страшны. Но чтобы эта вещь была еще и максимально удобна в использовании, освободив вас от излишних усилий, нужно автоматизировать ее управление. Это существенно облегчит задачу самоспасения, даже если вы окажетесь один на один с проблемой.
Как это сделать? Начнем с того, что пульт управления лебедкой может быть устроен по-разному уже потому, что привод у лебедки может быть электрический или гидравлический. Скажем, это может быть устройство дистанционного управления или электрический пульт. Для дистанционной версии можно использовать блок автомобильной сигнализации, который с помощью реле будет запускать и останавливать такой электромагнит сцепления, как, например, используется в сигнализации для охраны подъездов или любой другой подобный магнит.
Теория и практика монтажа
С чего начать? Подумаем о том, что в пульте должен быть блок не только управления, но и питания. Это значит, что там понадобятся автомобильная розетка на 12 Вольт, реле включения и реле сцепления с рабочим напряжением в обоих 12 Вольт. Учтите, что для реле включения предусмотрено три группы контактов. Во-первых, группу нормально замкнутых контактов рекомендуется последовательно включить в реле сцепления. В свою очередь, в реле сцепления есть собственная группа нормально замкнутых контактов. Их нужно последовательно подвести к кнопке с функцией отключения (Стоп). Что касается двух групп нормально разомкнутых контактов в реле включения, то их следует подвести параллельно к кнопке с функцией включения (Пуск). Таким образом, через эти разомкнутые контакты внутри реле блока охранной сигнализации (которое отпирает и запирает входную дверь) работать нужное напряжение питания.
Если с теорией все понятно, то давайте перейдем к практике. Как все собрать вместе? Блок питания и управления помещается в отдельный корпус непосредственно внутрь лебедки (выше мотора и рядом с педалью сцепления). Затем на корпусе этого блока нужно прикрепить первую колодку подключения. В свою очередь, пульт для лебедки собирается в другой коробке с двумя кнопками (Пуск и Стоп) нужно поместить реле включения электромагнита, блок автомобильной сигнализации и вторую колодку подключения. Но это еще не все.
Что дальше? - На двух уголках под лебедкой нужно надежно прикрепить электромагнит. Удостоверьтесь, что эти уголки нисколько не будут препятствовать ходу якоря лебедки. А чтобы жестко закрепить якорь магнита, нужно увеличить педаль сцепления на ширину якоря. Вам нужно добиться максимально возможной жесткости крепления. Почему это важно? - От этого зависит качество работы лебедки. Важно уже на этом этапе предотвратить какие-либо сдвиги во время эксплуатации.
Как изготовить лебедку для внедорожника своими руками и что для этого потребуется читайте здесь. Особенности применения синтетических и металлических тросов в лебедках для автомобилей смотрите тут.
Далее – не менее важный этап – регулировка собранных вместе деталей. Что это значит? Сначала вам нужно найти, чтобы потом зафиксировать угол, оптимальный для установки электромагнита. Такая задача станет посильной, как только вы ослабите крепеж поперечных болтов. Сделав это, прижмите педаль сцепления так, чтобы магнит и якорь полностью прикоснулись друг к другу, а затем закрепите это положение магнита. Не исключено, что по ходу работы вы найдете более интересные решения промежуточных задач, руководствуясь своими конкретными нуждами. Дерзайте!
Важные мелочи
Теперь пришло время проверить, как это работает. Что приятно, в отличие от механической лебедки, которая работает благодаря человеческим мышечным усилиям, лебедка с пультом устроена так, что фактически машина сама себя вытаскивает. Вам нужно будет только чуть-чуть помочь ей, вовремя нажимая на нужные кнопки и грамотно управляя всем процессом. Но не следует забывать, что погодные условия во время испытаний этого самодельного устройства могут разительно отличаться от той реальной ситуации, когда вам действительно придется вытаскивать свой автомобиль из болота, сугроба или еще откуда-то.
Именно поэтому, ввиду того, что лебедкой вам скорее всего придется пользоваться в не самую лучшую погоду (дождь, грязь, снег, мороз и все такое), очень важно заблаговременно позаботиться о герметичной изоляции всех соединений, контактов и отверстий. Будет очень досадно, если в нужный момент «операция по самоспасению» будет провалена из-за мелких недоделок. Поэтому торопиться не будем. Все проверим, подправим, загерметизируем и, только убедившись, что все в полном порядке, можем похвалить себя за проделанную работу.
Прелесть самодельных конструкций в том, что зачастую в них применяются простые, но нестандартные решения. Так, например, некоторые самоделкины делятся опытом создания пульта управления лебедкой из части компьютерного провода с розеткой и трех запчастей, снятых с руля мотоцикла «Урал», а именно: рукоятки, стеклоподъемной кнопки и ответной части пульта. И в данном случае, что характерно, мастера также рекомендуют позаботиться о достаточной герметичности рукоятки, чтобы тем самым продлить срок ее исправной эксплуатации.
Недостатки проводных пультов
До сих пор мы говорили только о позитивных вещах. Но стоит предупредить и о «подводных камнях». Без них не обойтись, когда речь идет о проводном пульте. Как вы думаете: в чем здесь неудобство? Представьте, что вы, совершенно внезапно, не планируя, попали в самую середину грязной жижи, а ваша лебедка в это время будет спокойно лежать в багажнике, и, чтобы воспользоваться ею, вам никак не избежать «погружения» в эту грязь. Зачем? – Чтобы достать лебедку и свой проводной пульт, а затем еще подключить его. При этом нужно будет вывести кабель из-под капота и т.д.
Будьте готовы к тому, что оставлять пульт под дворниками тоже окажется плохой идеей. В любой момент он может улететь в неизвестном вам направлении, сброшенный ветками или сильной тряской, и потерять работоспособность. Согласитесь, что подобные ситуации лучше стараться предугадать, чтобы заранее к ним подготовиться. Опытные экстремалы, регулярно в качестве развлечения практикующие езду по грязи, советуют, чтобы пульт для лебедки или ручка обязательно располагались в стороне от барабана лебедки. Тогда в случае разрыва троса от чрезмерной нагрузки, автовладелец будет защищен и скорее всего не пострадает.
Конечно, купить готовую лебедку с заводским пультом было бы гораздо проще, особенно если вы с техникой не на «ты». Но такое решение не всегда является оптимальным для конкретно вашей машины. Кроме того, что это удовольствие обойдется вам весьма недешево (для приспособления, которое будет использоваться лишь время от времени), никто не даст вам гарантий, что для вашего автомобиля это будет самым правильным решением.
Поэтому, если вам понятны принципы устройства подобных вещей и вы хорошо разбираетесь в механизмах, то для вас нет ничего невозможного в том, чтобы, вместо небюджетной покупки, изготовить эту вещь самому в домашних условиях. Все, что для этого нужно, - несколько простых деталей и, что немаловажно, - ваше желание, усердие и аккуратность.