Кинематическая схема лебедки
Для кого-то лебёдка от известного мирового бренда на своём навороченном автомобиле служит декорацией для повышения собственного имиджа. Истинному же любителю путешествий по бездорожью наличие лебёдки является просто необходимостью. Поэтому, к выбору механизма освобождения автомобиля из плена «прелестей» бездорожья следует подходить очень ответственно.
Устройство лебёдки
Классическая кинематическая схема лебедки показывает наличие в ней следующих механизмов:
- привода, который может быть электрическим или от двигателя;
- тягового барабана для наматывания троса;
- понижающего редуктора;
- предохранительного устройства;
- тормозного устройства
- опорной рамы.
В электрической лебёдке намоточный барабан имеет внутри встроенный тормоз, который страхует от обратного вращения. На барабан на одну сторону соосно монтируется электродвигатель, на другую – повышающий редуктор. Планетарный редуктор минимальное тяговое усилие с высокой скоростью одних шестерён преобразовывает другими шестернями в большее усилие, но с низкой скоростью. Коэффициент редукции является основной характеристикой редуктора. К примеру, коэффициент 1:315 означает, что один полный поворот барабана произойдёт за период 315 оборотов вала двигателя. Этим обуславливается большая мощность лебёдки.
Питание электромотора происходит от аккумуляторной батареи автомобиля, что, безусловно, разряжает аккумулятор. Но запуск двигателя при работе лебёдки обеспечит через генератор необходимую силу тока. В случае выборки троса вручную имеется рычаг отключения барабана. Блок реле (может размещаться отдельно) осуществляет управление электролебёдкой.
Автомобильные лебедки на российском рынке представлены, в основном, зарубежными производителями. Рейтинг качественной продукции возглавляют американские WARN, RAMSEY, MILE MARKER и английская SUPERWINCH. Низкий ценовой диапазон держат китайские производители лебёдок – ElectricWinch и Come Up. В последнее время практика показывает, что качество их продукции достаточно высокое, и это влияет на выбор при покупке в пользу китайских лебёдок.
Виды лебёдок
Различаются кинематические схемы лебёдки по приводу в действие: электрическому, механическому, гидравлическому, а также ручному.
Небольшое усилие несложного рычажного механизма ручной лебёдки позволит коротким тросом вытянуть легковой автомобиль из небольшой ямы при отсутствии других возможностей.
Гидромотор является движителем для гидравлической лебёдки. Отбор мощности производится от насоса гидроусилителя руля. Эти агрегаты отличает надёжность в работе, устойчивость к перегрузкам, герметичность.
При перегрузке происходит остановка, но ничто не выходит из строя. К недостаткам следует отнести медленную скорость сматывания троса, прекращение работы при заглохшем двигателе. Зачастую мощности насоса гидроусилителя недостаточно, чтобы одновременно работали лебёдка и гидроусилитель.
«Тяжёлые» внедорожники часто оборудуются механическими лебёдками. Для этого, коробка отбора мощности, подключённая к раздаточной коробке, соединяется приводом с редуктором. Неторопливость в работе этих лебёдок компенсируется большой мощностью и надёжностью. Слабым местом является поломка предохранительной детали механической лебёдки – шпонки – в самое неподходящее время, и тогда замену её приходится делать в грязи или воде.
Электрическая лебедка имеет наибольшую популярность среди автолюбителей. Работа от автомобильного аккумулятора упрощает работу при неработающем двигателе. Кроме того, лебёдка легко монтируется на автомобиле и обладает достаточным тяговым усилием. Однако, длительная работа лебёдки при заглушенном двигателе приводит к полной разрядке аккумулятора. Данный агрегат не используется под водой, к примеру, при преодолении водной преграды вброд.
Как самостоятельно изготовить дистанционный пульт управления лебедкой автомобиля читайте здесь. Изготовление лебедки для внедорожника своими руками и что для этого потребуется описано тут.
Параметры и комплектация
Любой вид самовытаскивающего механизма, согласно кинематической схеме лебёдки, должен обеспечиваться, как минимум, двойным запасом грузоподъёмности по отношению к массе автомобиля в снаряжённом состоянии. Так, если транспортное средство весит 2 тонны, следует выбирать лебёдку с тяговым усилием 8500 фунтов (соответствует 3856 кг). И это усилие указано для первого витка, по мере увеличения витков тяга может уменьшаться на 30-40%. Повышенного запаса грузоподъёмности лебёдки также следует избегать из-за опасений повреждения конструкций самого автомобиля из-за чрезмерных тяговых усилий.
Оборудовать автомобиль лучше синтетическим тросом. Разрыв его не приведёт к травме, а то и к смерти человека, в случае попадания в него обрывка троса. Трагедию можно избежать, если правильно выбирать место нахождения при вытаскивании застрявшего автомобиля, а также использовать тросогаситель. Синтетический трос, кроме небольшого веса, обладает ещё рядом преимуществ: не намокнет при эксплуатации, не растянется, не утонет, с ним удобно работать в морозную погоду, его легко наматывать на барабан, с которого он не соскользнёт.
Процессе лебежения за дерево должен проходить с применением корозащитных строп. Они обеспечивают защиту ствола от повреждения. Точку крепления следует выбирать в нижней части дерева, корневая система которого достаточна крепкая. В противном случае, возможно падение дерева на машину или людей.
Блок также должен быть в комплектации автомобиля. Он применяется для увеличения тягового усилия в 2 раза или при изменении направления тяги, если не имеется возможность вытащить автомобиль напрямую.
Крепление лебёдки осуществляется на встроенный силовой бампер или раму на основании кинематической схемы лебёдки. Для этого лучше обратиться к специалистам в мастерскую.
Правила безопасной эксплуатации
В работе с электрической лебёдкой необходимо следовать безопасным правилам эксплуатации:
- не допускается присутствие людей в опасной зоне;
- работа только в плотных перчатках;
- необходимо убедиться в надёжности «якоря» (дерево, пень, камень);
- пользоваться лебёдкой, если на барабане намотано, как минимум, пять витков троса;
- электрическую лебёдку необходимо закрывать от гряза;
- не превышать предусмотренную нагрузку; при необходимости приумножить усилие вдвое можно полиспастом;
- следует выбирать слабину, чтобы не оборвать трос и предотвратить сброс крюка;
- рекомендуется выбирать трос из лебёдки на максимальное расстояние;
- пульт следует обязательно выключать при нахождении крюка ближе полутора метров до барабана;
- запрещается держаться за трос или крюк при нахождении под нагрузкой, так как может произойти натяжение троса при неработающем барабане в случае перемещения машины под уклон;
- после длительного перерыва в пользовании или в случае приобретения бывшей в употреблении лебёдки, необходима профилактика кинематической схемы лебёдки, диагностика и техобслуживание в сервис-центре.
Обладатель мощного автомобиля может получить массу впечатлений от путешествий по бездорожью, во время которых правильная установка и грамотная эксплуатация лебёдки поможет сэкономить время и добавить уверенности в пути.