Электрические лебедки для авто
Каждый автолюбитель, не раз и не два пробиравшийся по бездорожью, в конце концов задумывается о приобретении мощной автомобильной лебедки. Лебедка электрическая автомобильная – чудо техники, способное вытащить вашу машину из грязи и даже воды посредством сматывания троса. Но, прежде чем приобрести автомобильную лебедку, нужно определиться, какие качества лебедок стоит оценивать в первую очередь, и рассмотреть уже имеющиеся на рынке модели. Итак, приступим к рассмотрению плюсов и минусов разных лебедок!
Вступление: общие характеристики автомобильных лебедок
Итак, первое и самое важное, что нужно оценивать при покупке автомобильной лебедки – это сила ее тяги (единица измерения – тонна-силы). Чтобы вычислить этот параметр, максимальная масса, которая может быть сдвинута с места этой лебедкой, умножается на 1,5. К сожалению, наличие дополнительных препятствий и уклонов, а также «всасывание» автомобиля в грязь способствуют перегрузке лебедки. Именно потому, даже если мощность выбранной вами лебедки соответствует весу вашего автомобиля, лучше брать лебедку «с запасом» мощности, а не впритык.
Обратите внимание на материал, из которого выполнен трос – так, порванный кевларовый трос потратит ваше время, но не более того, а вот обрыв стального троса чреват повреждениями автомобиля и травмами присутствующих. Если вы все-таки хотите приобрести лебедку со стальным тросом, позаботьтесь и о наличии тросогасителя – например, повешенного на трос тряпичного лоскута, либо специального тросогасителя, который обойдется вам в 700-800 рублей. Тем не менее, помните про преимущества синтетических тросов – так, стометровый кевларовый трос весит не более 7 килограмм, не растягивается, не впитывает влагу и не тонет, не соскакивает с барабана и не пружинит на морозе.
На сегодняшний день наиболее распространены электрические лебедки для авто – то есть лебедки, работающие от электромотора, запитанного бортовой сетью автомобиля. Такие лебедки состоят из электродвигателя, блока контактов, редуктора и барабана с намотанным тросом. Разные по мощности электрические лебедки могут быть оснащены разными тормозными системами, расположенными внутри барабана. Как правило, электрические лебедки легко монтируются на автомобиль и даже предусматривают возможность дистанционного управления. Они могут быть использованы даже при выключенном моторе, однако заряда в аккумуляторе хватит максимум на 10-15 минут полноценной работы.
Итак, давайте приступим к подробному изучению различных моделей автомобильных лебедок, прошедших трест-драйв в условиях, максимально приближенных к естественным!
Подопытная модель №1: WARN XD 9000i
Лебедка испытывалась в стандартных условиях – механизму предстояло сдернуть внедорожник с места и протащить его 40 метров. Противодействующее усилие при выдергивании внедорожника из грязи составляло порядка 2 500 килограммов, после чего автомобиль давал установившуюся нагрузку на трос в пределах 1 300 – 1 500 килограммов (вес среднеразмерного внедорожника).
WARN XD 9000i – детище знаменитой фирмы, которое по умолчанию не может быть совсем уж плохим. Модель стоит более 42 тысяч рублей, обладает высоко расположенным в корпусе блоком управления (о чем и сообщает индекс «i» в названии) и удобной ручкой механизма, отвечающего за размотку троса. Вытягивание троса проходит легко и с минимальным сопротивлением. На тросе расположена отметка предельной длины отдачи, после которой есть еще пять запасных витков троса, позволяющих не вырвать его из крепления. Диаметр барабана небольшой – всего 63,5 миллиметра. Тормоз модели WARN XD 9000i выдержал всю программу испытаний и ни разу не подвел, что подтверждает его высокое качество. При единократном «сдергивании» машины с места и протяжке внедорожника на расстояние в 40 метров лебедка показала идеальные результаты.
Важное свойство данной лебедки – наличие в двигателе двух отверстий. Если лебедка погружается в воду, жидкость под напором засасывается в мотор и извергается из него через второе отверстие. Это, конечно, дает вращающемуся якорю мотора хорошее охлаждение, но в мотор могут попасть песок и грязь, что в теории чревато засорением подшипников и коллектора. Тем не менее, опыты показали, что даже после сильного загрязнения лебедка легко запускается. К сожалению, после первых 20 метров протяжки в забитой грязью и глиной лебедке начинает отказывать блок питания. Выводы: не стоит полагаться на «авось» и оставлять лебедку неочищенной.
Важный плюс данной модели – даже после сильного загрязнения пострадали только щетки электромотора, в то время как редуктор был полностью защищен от влаги густым слоем влагостойкой смазки.
Подопытная модель №2: MW 8288
Собранная в Китае модель Master Winch 8288 не является раскрученным брендом, а потому стоит не более 30 тысяч рублей. Цифра «8288» - максимальная тяга лебедки, измеренная в фунтах, что в переводе на килограммы составляет порядка 3 759 кг. Данная модель заявлена производителями, как «спортивная», а потому ориентирована на высокую скорость разматывания и сматывания троса. Блок соленоидов в лебедке расположен так, что его можно легко переместить под капот или даже в салон автомобиля, предварительно увеличив сечение и длину проводов. Ручка, отвечающая за разблокировку барабана, удобно размещена и обладает хорошей фиксацией. Контакт между гнездом соленоидного блока и вставляющимся в него разъемом проводов от пульта дистанционного управления признан удовлетворительным.
Если вы хотите приобрести самую «быструю» автомобильную лебедку, вам нужно обратить внимание на данную модель. Кроме того, низкое передаточное число редуктора хорошо сочетается с мощным мотором. Тяга лебедки такова, что модель MW 8288 играючи справилась с максимальной нагрузкой в 4 000 килограммов, что почти на 300 килограммов превышает ее паспортную мощность.
Подопытная модель №3: СПРУТ-9000
Очень бюджетная модель, которая обойдется вам в 15,5 тысяч рублей. «СПРУТ-9000» оснащен эбонитовой коробкой под блок управления и легко устанавливается в межрамную область УАЗа. К слову, это отразилось на длине лебедки.
«СПРУТ-9000» оснащен клюзом, за счет которого размотка троса проходит с небольшим сопротивлением. К сожалению, у этой лебедки есть и слабое место – ее тормоза. Лебедка прошла десять испытаний с подъемом груза, в течение которых тормоз смог предотвратить падение груза лишь дважды. В других случаях падение груза существенно замедлялось, но не останавливалось полностью. Следовательно, «Спрут» вряд ли сможет затащить машину на крутой подъем, а владельцам модели стоит задуматься о прицепке страховочного троса.
Средняя скорость протяжки внедорожника для данной электрической лебедки – 1 метр за 23 секунды (значение тока – 250 А). Главный плюс данной модели заключается в том, что даже после трех месяцев простоя лебедка легко запускается и выполняет протяжку автомобиля на расстояние до 80 метров. После этого в неочищенном блоке управления начинает «залипать» соленоид, блок сильно нагревается и охлаждается только за счет погружения в воду. Если в этот момент не сжалиться над механизмом, работающий на смотку контактор может оплавиться и полностью выйти из строя. Также во время «полевых» испытаний лебедка была сорвана с креплений (уже на 435 метре протяжки). В итоге щека барабана была сломана, а причиной поломки стала разрушившаяся изнутри пружина тормоза.
Подопытная модель №4: COME UP DV-9000
Данная модель приехала к нам из Тайвани. Она похожа на модели Tabor и Warn, но обладает иным, достаточно жестким механизмом размотки и вполне демократичной стоимостью – 22,4 тысячи рублей. Главным плюсом данной лебедки является ее пульт управления – очень удобный, изготовленный так, что переключатель режимов прикрыт резинкой для лучшей защиты от проникновения воды.
Есть у COME UP DV-9000 и существенный минус – его отвратительная крепежная система. К примеру, при попытке закрепить блок управления на пробной лебедке сразу же развалился крепеж – у болтов срезалась резьба, а в некоторых случаях свернулись головки. Тем не менее, лебедка обладает высокой скоростью протяжки (1 метр за 20,3 секунды). В самых «невезучих» экземплярах быстро отказывает мотор (известны случаи возникновения поломок уже на первых 30 метрах протяжки). В коллекторе быстро выплавляются ламели, а щетки не только заклинивают, но и ломаются. Также возможно заклинивание подшипников из-за ржавчины.
Тем не менее, редуктор лебедки хорошо защищен от проникновения песка и грязи, а толстый слой смазки защищает детали от воды. Также модели COME UP DV-9000 свойственно использование в редукторных сателлитах особых игольчатых подшипников, помогающих уменьшить объемы внутренних потерь.
Подопытная модель №5: KDJ 9000L
Все в этой модели говорит о ее крайней бюджетности – щеки лебедки не хромированы, верхние стяжки щеголяют загнутыми концами, гайки плохо закреплены и т.д. Сильной стороной лебедки KDJ 9000L считается блок соленоидов, удачно размещенный над мотором, однако разъемы для подключения пульта дистанционного управления выполнены вкривь и вкось. Установка постоянно теряет контакт, а сам дистанционный пульт не слишком удобен, но очень объемен. К счастью, модель оснащена кнопками, позволяющими при транспортировке пульта дезактивировать кнопки размотки и намотки троса.
Рычаг для разблокировки троса выполнен так, что измазанные грязью руки будут с него соскальзывать. Зато у данной конструкции есть существенный плюс – производя вручную поддергивание троса, вы можете быть уверены в том, что ручка разблокировки сама перескочит в положение, блокирующее барабан, что позволит вам не бегать лишний раз к лебедке.
Процесс сматывания у KDJ 9000L довольно шумный, но она стойко отрабатывает свою паспортную мощность (4 082 килограмма). Тем не менее, не стоит переоценивать ее возможности – известны случаи, когда во время испытаний при нагрузке в 4 100 килограммов (незначительное превышение паспортной нормы) у KDJ 9000L лопнул трос.
Обзор лебедок: делаем выводы
Итак, какую бы лебедку вы ни выбрали, постарайтесь своевременно ее очищать и перематывать трос после использования. Не стоит проверять возможности лебедки и заставлять ее трудиться под сильной нагрузкой продолжительное время. При продолжительной работе по намотке троса на пустой барабан любой мотор перегреется и откажет. Кроме того, из мотора может вытечь лак, которым заливаются обмотки якоря, и это в некоторых случаях приводит к короткому замыканию.
Будьте внимательны к своим лебедкам, ознакомьтесь с инструкциями производителя и постарайтесь не игнорировать высокую температуру мотора – если, разумеется, не хотите его «спалить» при первом же испытании. Чтобы проверить, не перегрет ли мотор, положите на него ладонь. Если руке горячо, постарайтесь охладить мотор, полив его водой или накрыв компрессом из болотной тины.